Владимир Вишнев
Странные даты на картинах художников XIV – XVII веков. Часть 4.
Начало - часть 3.
Четверка Дюрера
Альбрехт Дюрер –- великий немецкий художник конца XV – начала XVI веков (1471-1528). Он родился и жил в Нюрнберге, путешествовал по Германии, бывал в Италии, главным образом в Венеции, и в Голландии. В его творчестве отражены жизнь немецкого народа и религиозные сюжеты, образы немецких императоров и реалистическое изображение природы в зарисовках животных и растений, портреты людей своего окружения и обобщенные образы современников. Он был не только художником. Он занимался архитектурой, математикой, механикой. Его литературное наследие включает трактаты, дневники, письма, стихотворения [33].
Немало произведений Дюрера представлено в книгах А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского. Они приводят работы Дюрера в подтверждение своей главной гипотезы о существовании средневековой империи в Европе с центром на востоке Европы – в Московии – России. В их книге [25] приводится полное факсимильное изображение "Арки славы Императора Максимилиана I" созданной Дюрером и его сотрудниками, как считается, в начале XVI века. На 36 листах размером 50х70 см изображено множество сюжетов и деталей, показывающих жизнь средневековой империи. Традиционно считается, что это была Священная римская империя германской нации. У немецких художников немало портретов германских императоров. Например, Дюрера есть два портрета Максимилиана, с датами его рождения и смерти в 1519 году. На этих портретах Максимилиан изображен не в короне, а в шляпе. Это характерно и для портретов других германских императоров, например, у Тициана Карл V тоже не в короне, а в кепи. "Арка славы Императора Максимилиана I" создана по подобию древнеримских триумфальных арок, только не из камня, а в виде гравюр. Это был императорский заказ и поэтому там не должно было быть авторских вольностей. Там все как положено – короли изображены в коронах, святые в мантиях, рыцари в шлемах и со щитами. Среди гербов встречаются и одноглавые орлы, и двуглавые, и фантастические химеры, грифоны, драконы. Для восстановления правильной истории средневековья очень важны надписи под гравюрами, гербы, знаки достоинства на одеяниях, воинские знамена, старинное вооружение, исторические персонажи. Все это представлено на "Арке славы". Есть там и цифры, такие, какие они, видимо были в момент создания гравюр, в 1515 году. Среди арабских цифр не встречаются восьмерка и девятка, а остальные все там есть. Их интересно сравнить с цифрами на гравюре Дюрера "Меланхолия 1", созданной годом раньше, где приводится "магический квадрат", содержащий все десять цифр. Это будет сделано в конце главы.
А для начала картины, гравюры и рисунки Дюрера, которые содержат его монограмму и даты создания работ. В этих датах встречаются "странные цифры", среди которых наиболее интересны четверка и девятка.
Сначала о четверках. Какими были четверки у художников в XV веке?
|
|
|
Роббер Кампен (1378–1444). Фламандский живописец. Датой создания картины считается 1425 год, хотя на картине цифры, похожие на 1401 год, причем четверка ближе к современной, чем век спустя… Находится в Прадо. |
||
Кампен. Иоанн Креститель и Генрих фон Верль. 1401 год [27]. |
|
|
|
|
|
Мемлинг. Портрет Бенедетто ди Томмазо Портинари. 1487 год. Флоренция [38, 27] |
Странная семерка. Четверка как современная, но написана наоборот. |
Четверки на портретах Яна Гуса и Иеронима Пражского в начале XV века тоже вполне современные [28].
|
|
Ян Гус [28]. |
|
|
|
Иероним Пражский [28]. |
|
Согласно таблицам [2, 3] в европейских документах в течение нескольких веков с XII по XVI применяется четверка в виде бантика. В этих таблицах современное ("итальянское") написание цифры 4 в европейских документах является скорее исключением из правил.
|
|
|
|
|
|
Ян ван Эйк. Мужской портрет. 1432 год [18] |
Четверка в виде бантика! Надпись процарапана на раме. |
|
|
|
|
|
|
Ван Эйк. Бракосочетание Арнольфини и Джованны Ченами. 1434 год |
|
|
|
|
|
|
|
На раме дата арабскими цифрами с четверками, как у Ван Эйка. |
|
Кристус Петрус. "Монах ордена картезианцев". 1446 год. [20] |
|
|
|
|
|
Кристус. Святой Элигий. 1449 год [27] |
|
Здесь работа Крафта "Рельеф над входом в городские весы в Нюрнберге". На этой работе в 1497 году все цифры в дате соответствуют современным.
Однако не только Дюрер, а и другие немецкие художники начала XVI века рисуют их совсем не так!
|
|
Все цифры такие же, как современные. Адам Крафт – немецкий скульптор (1460–1509). Дюрер, как житель Нюрнберга, не мог не видеть этих цифр, однако он и в XV, и в XVI веке рисует свои четверки и девятки не так! |
|
Крафт. Рельеф над входом в городские весы в Нюрнберге. 1497 год. [16, рис 572] |
|
|
|
Михаэль Вольгемут – немецкий художник XV века (1434–1519). Работал в Нюрнберге (рисунок). Четверка бантиком – как впоследствии у Дюрера. |
|
Вольгемут. Бог-отец на троне. 1490 год [12] |
|
|
|
Давид Герард. Камбиз и судья Сезамн. |
Четверка в виде бантика – это не скоропись, а вполне "легальная" цифра |
|
Типичная Дюреровская четверка. У Дюрера встречается разное написание четверки. На автопортрете 1493 года и на других работах этой поры очень часто четверка - в виде бантика… |
||
Дюрер. Автопортрет. 1493 год. |
|
||
|
|
||
Дюрер. Автопортрет в тринадцатилетнем возрасте. 1484 год. [12] |
Цифры на дате неразборчивы. Однако "четверки" очень похожи на современные, а не на "бантики", которые пишет Дюрер 10 лет спустя. А восьмерка похожа на девятку! |
|
|
Даже в 14 лет Дюрер пишет почти правильную пятерку в отличие от Альтдорфера, Ван Лейдена … и от самого себя в 1514 году в "Меланхолии 1". |
|
Дюрер. Мадонна и ангелы. 1485 год. |
|
|
|
|
|
Дюрер. Воины. 1489 год. |
Девятка почти нормальная |
|
|
Дюрер. Альбрехт Дюрер Старший. 1490 год [16] |
И четверка, и девятка нормальные |
|
|
Дюрер. Женщина в бане. 1493 год. |
Девятки нормальные, а четверки снова , как бантики |
|
|
Дюрер. Ребенок Иисус с державой. 1493 год |
|
|
|
Дюрер. Гиппокампы. 1494 год. |
|
|
|
Дюрер. Сражающиеся гиппокампы. 1494 год [12] |
Разные девятки на разных иллюстрациях. |
|
|
Дюрер. Силен. 1494 год |
Две непохожие друг на друга четверки. |
|
|
Дюрер. Похищение женщин. 1495 год [26] |
Хитрая Дюреровская четверка. Девятка и пятерка нормальные |
|
|
|
|
Дюрер. Автопортрет [12] |
Третья цифра должна бы быть девяткой, однако J |
|
|
Дюрер. Младенец Христос. 1495 год |
|
|
|
Четверка в виде "бантика", но с наклоном на 90 градусов. |
|
Дюрер. Две венецианки. 1495 год. |
|
|
|
Вполне нормальная четверка в отличие от четверок 1493 и 1494 годов. Девятка и пятерка тоже нормальные, не то что через двадцать лет… |
|
|
Дюрер. Женская баня. Считается, что это 1496 год, но последняя цифра - скорее пятерка… [26] |
Монограмма отличается от обычной Дюреровской, сделанной в том же году… |
|
|
После прекрасной четверки 1495 года Дюрер вновь возвращается к своей закорючке. |
|
Дюрер. Пара верхом. 1496 год |
|
|
|
Нехарактерная для Дюрера нормальная четверка. А семерка похожа на единицу. |
|
Дюрер. Четыре ведьмы. 1497 год [17] |
|
|
|
Здесь четверка, похожая на современную цифру 4, и семерка, похожая на единицу. |
|
Дюрер. Ангел с лютней. 1497 год. |
|
|
|
Дюрер. Портрет Альбрехта Дюрера старшего. 1497 год |
Вполне нормальная четверка, в отличие от более поздних. Семерка плохо видна, но уже похожа на современную. |
|
|
Четверка похожа на современную. |
|
|
|
Дюрер. Всадник в доспехе. 1498 год. |
|
|
|
|
|
Дюрер. Автопортрет. 1498 год |
|
|
|
|
|
Дюрер. Освальд Крелль [27] |
|
|
|
Дюрер. Освальд Крелль. 1499 год |
|
|
|
|
|
Дюрер. Фелиситас Тухер. 1499 год. 33 года |
|
|
|
Дюрер. Эльсбет Тухер. 1499 год |
Совершенно правильные девятки, не то что позднее в 1509 и 1519 годах |
|
|
|
|
Дюрер. Ганс Тухер. 1499 год. 42 года [27] |
|
|
|
Дюрер. Молодой человек. 1500 год |
|
|
|
Дюрер. Горожанка в платье для танцев |
1500 год |
|
|
|
|
Дюрер. Нюрнбергская девушка в платье для танцев. [12] |
1501 год. Ноль такой маленький, что еле заметен |
|
|
Дюрер. Лежащая обнаженная. 1501 год. |
Очень маленький ноль. Как у иранцев. |
|
|
Бальдунг. Ангельская пьета. 1511 |
Здесь в середине даты нарисован не очень маленький нуль, а разграничитель разрядов. |
|
|
|
|
Дюрер. Сикст Тухер. 1502 год [12] |
Подпись не похожа на подпись Дюрера. |
|
|
Дюрер. Заяц. 1502 год [29] |
|
|
|
|
|
Дюрер. Виллибальд Пиркхаймер. 1503 год. |
|
|
|
Здесь четверка римскими цифрами в виде четырех черточек, то есть, не так, как принято сейчас |
|
Дюрер. Смерть Крешенции Пиркхаймер. 1504 год [7] |
|
|
|
Дюрер. Адам и Ева. 1504 год. |
Цифра 4 написана по-итальянски. |
|
|
Дюрер. Тело Христа. 1505 год (утолщение на правой руке) |
|
|
|
Дюрер. Молодой человек на зеленом фоне. 1506 год |
|
|
|
Семерка еще не настоящая, а как у Бальдунга. |
|
Дюрер. Оплакивание Христа. 1507 год |
|
|
|
|
|
Дюрер. Девушка в красном берете. 1507 год |
|
|
|
Восьмерка с хвостиками – бывшая пятерка? |
|
Дюрер. Святой Георгий на коне. 1508 год |
|
|
|
Хитрая девятка. В конце XV века на работах Дюрера таких девяток нет. |
|
Дюрер. Христос у колонны. 1509 год [17] |
|
|
|
Все же двойка или девятка на конце? |
|
Дюрер. Несение креста. Малые страсти. 1509 год |
|
|
|
Дюрер. Христос перед Иродом. 1509 год [17] |
Хитрая девятка. |
|
|
Дюрер. Праздник всех святых. [27] |
1511 год |
|
|
Дюрер. Святое семейство в беседке. 1512 год |
Z-образная двойка в 1512 году. |
|
|
Вторая цифра переправлена. Когда и кем? |
|
Дюрер. Коронование терновым венцом. 1512 год. [13] |
|
|
|
|
Дюрер. Мадонна под деревом. 1513 год |
|
|
|
|
|
В 1514 году у Дюрера вполне современная четверка, но S-образная пятерка, о которой подробно рассуждают А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский в своих книгах [1, 6] |
||
Дюрер. Волынщик. 1514 год. |
|
|
|
|
|
Дюрер. Голова оленя. 1514 год. |
Классическая четверка в 1514 году. |
|
|
|
|
Вновь вместо четверки закорючка, и это в 1514 году на портрете святой особы, а вот на рисунке головы оленя в том же 1514 году – правильная четверка. |
||
Дюрер. Святой Фридолин. 1514 год |
|
|
|
|
|
Дюрер. Эндрес Дюрер. 1514 год |
|
|
|
|
|
Дюрер. Эндрес Дюрер. 1514 год |
|
|
|
|
|
Дюрер. Купидон и мед. 1514 год |
Написано в один год с "Меланхолией" |
|
|
|
|
Последняя цифра похожа на пятерку, но без верхней черточки.
|
||
|
||
Дюрер. Святой Христофор. |
Внизу, видимо, инвентарный номер |
|
|
|
|
Дюрер. Носорог. 1515 год |
|
|
|
|
|
Дюрер. Слон и носорог на "Арке славы императора Максимилиана I". 1515 год. |
||
|
|
|
Дюрер. Искушение. 1515 год. |
|
|
|
Здесь и пятерка, и семерка выглядят странно. |
|
|
|
Дюрер. Екатерина и палач. 1517 год [13] |
Внизу какая-то печать |
|
|
Хитрая девятка |
|
Дюрер. Мария млекопитательница. 1519 год [17] |
|
|
|
Девятка на конце даты, как в "Меланхолии" |
|
Дюрер. Крестьяне на рынке. 1519 год [17] |
|
|
|
Дюрер. Альбрехт Бранденбургский в 29 лет. 1519 год |
|
|
|
|
|
Дюрер. Двадцатичетырехлетний юноша и церковь Святого Михаила в Антверпене. 1520 год |
Двойку Дюрер пишет не как Кранах и другие немцы. |
|
|
Дюрер. Ирландские солдаты и крестьяне. 1521 год. |
Двойка совсем не Z-образная, то есть, не такая, как у Кранаха и других немецких художников. |
|
|
Дюрер. Три знатные дамы из Лифляндии |
1521 год |
|
|
Дюрер. Император Сулейман |
Странная дата |
|
|
Дюрер. Турецкий император |
1523 год. Султан совершенно не похож на самого себя на рисунке Дюрера три года назад. Может быть, это разные султаны? |
|
|
Дюрер. Портрет Сусанны Ансбах-Бранденбургской. 1525 год |
Видимо, 1525 год |
|
|
||
Дюрер. Ульрих Штарк. 1527 год |
|
||
|
|
||
|
|||
Дюрер. Император Карл Великий. |
Единица с хвостиком и четкая четверка. |
||
|
|
У Бальдунга в 1534 году Четверка написана наоборот, как у Мемлинга в 1487 году! А ниже в том же году у Бальдунга четверка написана правильно! |
|
Бальдунг. Иоганн Рудальфингер. 1534 год |
|
|
|
Бальдунг. Кони. 1534 год |
|
Продолжение - часть 5.