Владимир Вишнев
Девять мужей славы
- Я сам знаю, кто я таков, - сказал Дон Кихот,
- но еще я знаю, что имею право назваться
не только именами рыцарей, о которых я сказал,
но и всеми … Девятью Мужами Славы,
ибо подвиги, которые они совершили и вместе и порознь,
не идут ни в какое сравнение с моими.
Они были героями интермедий, театрализованных шествий и зрелищ на городских и придворных праздниках. В этом качестве они появляются в пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви». Они – это «Девять героев», «Девять важных персон» или «Девять мужей славы!», как у Сервантеса [1].
Кто же они – эти герои?! –
– Юлий Цезарь, Александр Македонский, Гектор Троянский;
– Иисус Навин, царь Давид, Иуда Маккавей;
– Карл Великий, король Артур, Готфрид Бульонский.
Nine worthies were they called, of different rites-
Three Jews, three pagans, and three Christian knights.
Все они – широко известные персонажи мировой истории. Про каждого написаны романы и научные труды, сочинены их подробные биографии, поставлены спектакли, сняты кинофильмы. Но их портреты, их гербы, одежды, вооружение и другие атрибуты времён Средневековья разительно отличаются от тех, которые стали классическими в наше время. Все «исторические несообразности» средневекового европейского искусства в коротком очерке не уместить. Однако сообщу, что Юлий Цезарь носил пышные усы и завивал бороду, что на попоне его коня красовался двуглавый орел; что Александр Македонский щеголял седыми бакенбардами и имел кривой нос; что герб Иисуса Навина, дракон, изображенный на его щите, – изумительно схож с казанским Зилантом и родовым знаком индейцев племени Дакота.
Образы средневековых «Девяти героев» в течение нескольких веков украшали страницы сочинений и стены христианских соборов, хотя христиан среди них всего трое: Карл Великий, создатель средневековой римской империи, Готфрид Бульонский, предводитель крестового похода, завоеватель Иерусалима, и король Артур, искатель чаши Грааля. На гербе Артура, кстати, красовались три короны на синем фоне, будто «предвосхищая» герб Швеции; ведь там три короны на синем фоне появились в XIV веке при короле Альбрехте Мекленбургском…
Итак одна «тройка» героев христианская, вторая античная: Цезарь, Александр и Гектор (его в Средние века почитали больше, чем победившего его Ахиллеса), и третья – ветхозаветная: Иисус Навин, завоевавший землю обетованную, царь Давид, создатель и исполнитель псалмов, с лирою на гербе, и Иуда Маккавей – вождь израильтян в борьбе против сирийцев. Эпизодически в число «Девяти героев» включались и другие герои, например, Геракл, Помпей Великий и Аякс.
Символы и атрибуты «Девяти героев» видоизменялись. С крестами изображали не только христианских «героев», но античных Цезаря и Александра. С двуглавым орлом изображали не только Юлия Цезаря, но и Александра, Карла Великого и короля Артура. Гербом Александра был не только грифон, но и лев, который совпадал со средневековым гербом Македонии. Такой же лев украшал щит Гектора Троянского. На «фонтане жизни» в Нюрнберге рядом с бородатым Цезарем стоит Александр Македонский уже без усов и бороды, однако позднее на гравюрах XVI века он снова – пожилой и степенный.
Позднее появились «Девять героинь», их тоже изображали на гравюрах и барельефах. Во времена германского ренессанса среди них были античные Лукреция, Вирджиния, и Ветория (мать Кариолана), а также ветхозаветные Есфирь, Юдифь и Иаэль (убившая Сисеру); третью тройку составляли христианки Святая Елена, Брижжит Шведская и Елизавета Венгерская. По другим спискам в числе «Девяти героинь» были Пентесилая, Ипполита и другие амазонки, Жанна д’Арк, Тамирис с головой Кира персидского, которую именовали египетской царицей, и другие дамы…
В начале XVI века на гравюрах Ганса Бургмайера «Девять героинь» были изображены вместе с «Девятью героями».
Главными качествами «Девяти героев» считались их куртуазность и рыцарство. «Героинь» характеризуют не только их добродетель, милосердие, кротость и покорность судьбе, но также отвага и смелость.
Среди «Девяти героев» нет греческих учёных и философов, нет римских трибунов, нет иудейских пророков, нет средневековых королей позже XI столетия, нет римских пап. Среди «героинь» есть матери царей и героев, но нет Марии – богородицы…
|
|
Тринадцатое столетие, барельеф «Девять Героев» на Здании муниципалитета в Кельне – самое раннее из известных монументальных изображений Девяти героев. [2, http://en.wikipedia.org/wiki/Cologne_City_Hall] Слева направо Карл Великий с орлом на щите, король Артур с тремя коронами, Готфрид Бульонский с лежащей перед ним собакой, Юлий Цезарь, Гектор, Александр Великий с грифоном на щите, царь Давид со скипетром, Иисус и Иуда Маккавей. |
Девять героев на Schone Brunnen (фонтан жизни) в Нюрнберге (1385-1396). Среди более, чем 40 персонажей там присутствуют и «Девять героев». Слева евангелист Маркс крылатым львом. Далее стоят Иуда Маккавей, Давид с лирой, Юлий Цезарь и Александр Великий[2]… |
Юлий Цезарь на гобелене с усами и с бородой и с гербом в виде двуглавого орла [3]. |
Иисус Навин на гобелене с гербом в виде казанского дракона Зиланта [3]. |
Троянец Гектор – один из «Девяти мужей славы» [3] |
Король Артур – один из «Девяти мужей славы» [3]. |
Фрагменты гобелена из «Метрополитен Музея» в Нью-Йорке. Конец XIV века [3].
|
|
|
Гектор Троянский (далеко не юноша), Юлий Цезарь и Александр Великий с кривым носом (?) и с грифоном на щите, на гравюре Ханса Бургкмайера. 1519 год [4]
|
Гербы трех из «Девяти мужей славы»: Юлия Цезаря – двуглавый орел, Александра Великого – грифон, троянца Гектора – лев[5]. Ingeram-Codex der ehemaligen Bibliothek Cotta
|
Александр III Великий в рыцарских доспехах. Дата неизвестна. Deutsche Fotothek, Germany [4]
|
Александр Великий - с бородой, 1540. Deutsche Fotothek, Germany [4]
http://www.deutschefotothek.de/obj81067111.html
|
Почтенные ветераны Юлий Цезарь и Александр Македонский
|
Крестоносец Готфрид Бульонский. Фрагмент фрески Giacomo Jaquerio (1418-1430)[6]
|
Юлий Цезарь с крестом на глобусе и двуглавым орлом на щите. Maestro della Manta. 1416-1426. Castello della Manta
|
Александр Великий с крестом на глобусе. Maestro della Manta. Девять героев. 1416-1426. Castello della Manta
|
|
|
Master of the Banderoles. Три христианских героя: король Артур (с двуглавым орлом), Карл Великий с половинкой двуглавого орла, крестоносец Готфрид Бульонский - British Museum. 1450-1475 (c.) http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/Christian_kings_master_banderoles.jpg [7].
|
|
|
|
Судя по надписям на лентах - слева Гектор, в центре Александр с кривым носом (?) и справа Юлий Цезарь с двуглавым орлом [8]
|
|
|
|
Здесь слева - Иисус Навин, в центре - царь Давид, даже в доспехах на боевом коне он не может быть без своей лиры, справа Иуда Маккавей 1460 – 1480 [8]. У всех есть стремена и шпоры…
|
|
|
|
Средневековая «Поэма об Александре» Вальтера Шатильона в изданиях 1591 и 1541 годов. Слева на обложке поэмы об Александре - двуглавый орел, справа - у коня Александра есть стремена[9] http://oce.catholic.com/index. php?ti...r_of_Chatillon
|
|
|
|
Верху Александр Македонский беседует с брахманами. Ниже Александр Македонский беседует с гимнософистами [34].
|
«Роман об Александре». На попоне коня Александра – двуглавые орлы.
Стремена есть!
|
|
|
Александр на античной фреске в Помпеях
|
Александр Македонский.
Арно Беккер. Из послевоенных работ. XX век
|
И можно было бы сказать, что за 20 веков Александр Македонский совсем не изменился, если бы не его средневековые портреты…
Создатели средневековых изображений «Девяти героев и героинь» должны были бы знать их правильные портреты, которые сегодня считаются классическими. Но в Средние века в Европе куда-то пропали и живописные полотна, и многочисленные античные бюсты и барельефы, хотя в Азии они, наверное, сохранились. Например, Низами писал об Александре Македонском [10]:
«…В каждом доме изваянный был Искендер.
О румийском царе ведал каждый кишвер…»
Кроме того, и Александр и Юлий Цезарь были изображены на древнеримских монетах, которых в наше время известно великое множество. Там у них тоже есть свои особые атрибуты. Например, на многих портретах у Александра Македонского возле ушей изображены рога. Согласно Мауро Орбини в XVI веке уже были известны сочинения Плутарха и Арриана, но среди «Девяти героев» Александр выступает без рогов. Если предположить, что создатели образов «Девяти героев» не видели античные монеты с портретом Александра, то логично сделать вывод, что всё великое множество античных монет с портретами Александра, да и Цезаря тоже, появилось позднее их средневековых бюстов и барельефов.
Между тем, историки полагают, что древнеримские монеты всё же были известны в Средние века. Более того в Италии около 1231 в подражание древнеримским монетам чеканились золотые «августалы» императора Фридриха II Гогенштауфена [11].
Некоторые из античных монет считаются найденными в древних кладах или среди античных руин, но среди них есть и такие, например, динарии с портретами Помпея и Цезаря, «которые изготавливались уже в Новое время по найденным древнеримским образцам». Именно в Новое время появились технологические возможности для массового прессования серебряных и бронзовых монет высокого качества. Коллекционерам известно, что многие из золотых и серебряных древних монет не предназначались для обращения, а служили эквивалентом для учета запасов серебряных слитков. Драхмы и тетрадрахмы с портретом Александра появились уже после его смерти. Сегодня монет с Александром известно так много, что в каждой коллекции есть, по крайней мере, одна такая монета. Популярность древних монет сделали их очевидной целью для фальшивомонетчиков [12].
Но все же серебряных, а, главное, дешевых бронзовых монет с античными портретами и легендами слишком много, чтобы предположить для них другое качество, кроме обычного, денежного.
В таком случае, многие из них, в том числе портретные, также могли быть изготовлены уже в Новое время. Аналогичные примеры есть и в наши дни, когда современные страны штампуют на своих деньгах мифические лики мифических героев.
Если принять, что античность – это и есть ранее средневековье, то трёх-четырёх веков после крестовых походов вполне достаточно, чтобы вместить туда портретные монеты не только «Двенадцати Цезарей» Светония, но и последующих Антонинов, Северов, солдатских императоров, Флавиев, а также древнегреческих богов и богинь, вплоть до византийских властителей, которые на монетах трудноузнаваемы…
По художественным и технологическим признакам легко предположить, что византийские монеты были изготовлены раньше, чем «древнеримские».
Цепочки исторических событий, которые можно выстроить по древним монетам, очень интересны для исследования. В первую очередь – это монеты с чеканными профилями римских императоров, их жён и детей. Можно выстроить цепочку противостоявших древним римлянам парфянских царей; на их монетах есть не только портреты царей, но и даты по селевкидской или боспорской эре, изображенные греческими буквами-цифрами. А на монетах арабских халифов нет портретов, но есть легенды с именами халифов, с датой и местом изготовления монет, и это прослеживается на протяжении нескольких веков. Коллекционеры хвастаются, что по монетам подобные цепочки можно выстроить и для золотоордынских ханов.
Очень интересны цифры, которыми изображаются даты, особенно восточные цифры на восточных монетах. А сами древние монеты в огромном количестве можно увидеть на Интернет-аукционах (например, www.sixbid.com [13]).
Несоответствие античных обликов героев и многих средневековых сюжетов, ставших в наше время классическими, со средневековыми обликами и сюжетами – явление типичное. Приведём пример.
В античном мире важную роль при богине Афродите – Венере играют ее подружки, очаровательные Три Грации, олицетворения добродетелей и благодеяний. В античном мире их «классический» облик повсюду: в Афинах и в Малой Азии, в Древнем Риме и в провинциях, на барельефах, в скульптурных композициях, на зеркалах, на греческих вазах, ювелирных украшениях, мозаиках Помпейских вилл, наконец, на медалях и монетах, которых сегодня известно около сотни разных типов и с разными императорами, но, обязательно с Тремя Грациями на реверсе. В античном мире о Трех Грациях пишут великие поэты и философы. Но потом, в Средние века, о них забывают настолько, что в XII веке их изображают в виде «трёх нервных барышень, спрятавшихся под одним на всех покрывалом» (рисунок из рукописи, найденной в Вене, находится в Британском музее). Они полностью утрачивают «цивилизующее воздействие красоты»… [14].
В начале XVI века вдруг находят остатки античной скульптуры, в которой узнают Трёх Граций! Находку привозят в Сиену и выставляют в библиотеке папы римского. Согласно Вазари эти «…три мраморные Грации, древние и прекраснейшие …в те времена были первой ценившейся древностью…» [15]. Но по традиционной хронологии, за четверть века до обнаружения этих античных Трёх Граций их уже рисовали Боттичелли в «Примавере» и Франческо Косса на фресках в Палаццо Скифанойя в Ферраре. (И, кстати, на одной феррарских фресок Фоменко и Носовский обнаружили гороскоп, с датой на два века старше, чем традиционное время создания этих фресок [16, 17]). Тогда же появляются медали Джоанны Торнабуони с Тремя Грациями. Потом Трёх Граций рисует Рафаэль, потом его картина превращается в гравюру и расходится по Европе. Характерно, что Вазари, автор жизнеописаний художников, не пишет ни о каких древних монетах, с которых мог быть срисован «классический образ» Трёх Граций, и про феррарские фрески он не пишет, а ведь он хорошо знал классический образ Трёх Граций, он и сам их рисовал… Но сегодня эти древние монеты существуют, и в большом количестве [18]. А уже в XIX веке при раскопках Помпей обнаружили и фрески, и мозаики с Тремя Грациями, а современные живописцы и скульпторы в своих работах довели их классический образ до совершенства [19]. Еще нагляднее пример с изображением стремян у античных и средневековых всадников. Стремена изобрели в Средние века и сегодня античных всадников принято рисовать без стремян. Но в средневековье об этом тоже не знали и рисовали коней и Александра, и Цезаря со стременами [28].
Возвращаясь к «Девяти героям», – в качестве варианта превращения средневековых бородатых ветеранов в изображаемых сегодня классических античных красавцев можно привести иллюстрацию конца XVI века к «Метаморфозам» Овидия [20]. У автора – Virgis Solis – показано, как злодеи закалывают мечами седого старца, Юлия Цезаря, но при этом богиня Венера возносит на небеса душу Юлия Цезаря, которая имеет молодое и свежее лицо, очень похожее на современные «классические» образы Юлия Цезаря и на его портреты, на античных монетах…
Самое поразительное, что средневековые образы древних царей и героев живы и сегодня, более того, их знают все! Они есть в каждом доме. Они присутствуют на светских вечерах, в казино, в гостиницах и общежитиях, в чопорных клубах и в пригородных электричках… Древние герои в средневековом обличье изображены на игральных картах! Это карточные короли: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Карл Великий и царь Давид. А также валеты или всадники, или шевалье: Ла Гир – соратник Жанны д'Арк; Гектор – троянский принц, которого победил Ахиллес; Ожье Датчанин – верный рыцарь Карла Великого; Иуда Маккавей – предводитель иудейского восстания. Часто вместо Иуды изображался Ланселот — один из рыцарей Круглого Стола Короля Артура. А средневекового Ла Гира иногда именовали Авлом Гирцием, легатом Цезаря.
Менее известны сегодня имена карточных дам, хотя на картах XVIII века имена дам подписаны, чаще всего это: Юдифь, Афина Паллада, Рахиль и Аргина. Возможно, что Рахиль, – это искажённое имя кельтской Рагнели, жены Сэра Гавейна, одного из рыцарей Круглого Стола. А Аргина – это, скорее всего, Аргия, песонаж из древнегреческой мифологии, дочь греческого царя Аргоса и жена Полиника, правителя Фив. Хотя кое-кто считает, что имя Аргина – это видоизмененное Регина или Реджина, что означает «Королева», что, как можно заметить, что это уже созвучно Вирджинии, входящей в числе «Девяти героинь», а также и созвучно с «Virdgin» – на многих языках так зовут богородицу.
Царь Давид, Карл Великий, Александр, Цезарь |
Афина Паллада, Юдифь, Аргина, Рахиль |
Ожье Датчанин, Ла Гир, Ланселот, Гектор |
Французские игральные карты, изготовленные в XVIII веке по парижскому шаблону. Цезарь изображен с петухом на щите… |
Александр, Давид, Ожье Датчанин, Цезарь |
Юдифь, Гектор, Аргина, Афина Паллада |
Французские карты XVII века. В XVII веке Юлий Цезарь – бубновый король, ещё изображается с двуглавым орлом, в следующем веке вместо двуглавого орла на гербе у Цезаря – петух! |
Происхождение карточных мастей довольно туманно. В ранних итальянских колодах они носили названия «мечей», «кубков», «денариев» и «жезлов». Ранними итальянскими картами считаются средневековые карты. Удивительно, но в эпоху Возрождения не были найдены древнеримские карты и даже не нашлось барельефов или фресок с персонажами, играющими в карты… Эти же итальянские масти присутствуют на картах в Индии. А первоначально на игральных картах в Индии изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл.
На немецких картах можно встретить старинные названиями мастей: «жёлуди», «сердца», «колокола» и «листья». В Англии названия мастей были: «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки».
Во французском варианте игральных карт «мечи» превратились в «пики», «кубки» – в «черви», «денарии» – в «бубны», а «жезлы» – в «кресты», или «трефы». Последнее слово по-французски означает «лист клевера». А русское название «червей» произошло от слова «червонный» – «красный». Понятно, что «черви» – «сердца» изначально относились к красной масти.
Начиная с XIV века на средневековых картах, как правило, четырьмя королями были величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). Александр обычно облачен в одежды, на которых вышит лев. Давид, автор Книги псалмов, стоит рядом с лирой или с арфой. Карл держит в руке глобус, что символизирует его как владыку христианского мира. Здесь уже не показан его средневековый герб с половинкой двуглавого орла. Мауро Орбини в своей книге начала XVII века приводит гравюру, на которой другой завоеватель мира – Георгий имеет герб в виде половинки двуглавого орла и трёх львов на правой половине поля (у Карла там обычно были лилии).
В отношении карточных дам имеются сложности. В первоначальных европейских колодах карт дам не было вообще. Их начали изображать на картах лишь в XV веке. При их наименовании также не было единодушия – например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной, то изображала Изабеллу Баварскую. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В бубнах в роли дамы после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: считалось, что она идеально подходила на роль «царицы денег», поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, до того, как стать Аргиной, была на ранних итальянских картах добродетельной Лукрецией, а позднее Аргина – Регина в роли трефовой дамы изображала Марию, но не богородицу, а супругу короля Карла VII…
Самая сложная фигура карточного пантеона –валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово «валет» вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение – не вполне честный, хоть и храбрый, искатель приключений. Именно таковы были реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озёрный (трефы). Хотя из этой категории явно выпадает античный троянец Гектор – образец мужества, чести и самопожертвования. Он тоже был среди валетов, причем со средневековой алебардой. Но, может быть, это был не троянский Гектор, как в «Девяти героях», а Гектор де Галлар, рыцарь короля Карла VII?
В начале XIX века, когда на картах стали печататься двойные изображения, средневековая символика была утрачена. Только один из символов перекочевал в новый шаблон карт. Из карточных королей можно узнать Карла Великого, ведь глобус, который он держал, находился в верхней части карты. На русских картах Карл Великий изображен в виде короля червей. Сфера, которую он держит в руке, этот символ христианского короля, является крупицей традиции, которая сохранилась, пройдя долгую историю развития игральных карт и искусства вообще. В XIX веке выпускались колоды карт, где в роли королей выступали Наполеон или император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти – «серпы», «молоты» и «звеёды» [21, использованы статьи из интеренета http://www.light-st2006.narod.ru и картинки сайта cs.man.ac.uk].
На приведенных изображениях игральных карт, видимо, из-за позднего времени их изготовления, не видно, чтобы у Александра Великого был кривой нос (Кстати, в Древнем Риме кривой нос признавался признаком лидерства).
В пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви» [22] в одном из действий персонажи разыгрывают интермедию про «Девять героев». Тот, кто представляет Александра Македонского, важно говорит со сцены:
«Когда я в мире жил, над миром я царил,
Юг, север, и восток, и запад покорив,
Я – Александр, и в том мой герб вас убедил! –
(далее ехидный голос из зала)
– Нет, Вы не Александр, так как ваш нос не крив!»
В довольно большой подборке изображений Александра Македонского [23] – и классических, и средневековых, вряд ли удастся отыскать его кривой нос. То есть, получается, что все эти изображения, и канонические, и апокрифичные – из «Романов об Александре» или из иллюстраций к Фирдоуси, Низами, Навои, появились позднее средневековых изображений, на которых у Александра был кривой нос. Так и хочется заявить, глядя на современные иллюстрации: «… царь – не настоящий!».
Видимо, первым из европейских мастеров, кто изобразил Александра в «античном облике» был Верроккьо. В восьмидесятых годах XV века, его портрет Александра Великого, по степени насыщенности мифическими образами можно считать олицетворением античности. И на портрете Джулио Романо, который был создан в первой половине XVI века, за полвека до Шекспира, облик Александра вполне античный. Он в шлеме с грифонами и увенчан венком от богини Победы. И нос у него не кривой…
Однако, Мауро Орбини [24], который был современником Шекспира, в заново обретённой нами книге о величии древних славян, пишет о том, как славянские послы на встрече с великим Александром с удивлением отметили его, в общем то, неприглядный вид и массивный нос…. А дары славянских послов Александру – стрелы, чаша, пика и плуг – напоминают названия карточных мастей. Сам факт существования в Средние века трёх языческих героев рядом с ветхозаветными и христианскими показывает высокую степень уважения, которую им оказывали на западе Европы. Но и на востоке Европы в средние века было то же самое. Орбини пишет, что восточные европейцы – поляки – молились одновременно Христу и Юпитеру, называя последнего Иеша (Iesse) – почти так же, как зовут Иисуса Навина, одного из «Девяти героев». А литовцы и славяне молились на святой огонь «Знич», как когда-то очень давно, зороастрийцы. Король Ягайло погасил эти святые огни, как и Александр Македонский когда-то очень давно погасил святые огни в Иране.
Там, в книге Орбини также есть и средневековая Пентесилая – чешская амазонка Власка, которая истребляла мужчин в Чехии и правила женщинами. А среди средневековых королей выделяется польский король Сигизмунд, который разгромил не только князя Московии (видимо имеется в виду малоизвестная у нас битва 1514 года), но и Тамерлана, но и Батыя…
На титульном листе труда Мауро Орбини помещён средневековый славянский герб, щит которого отдалённо напоминает щит одного из «Девяти героев» Карла Великого – там тоже половинка двуглавого орла.
И еще в книге Орбини, о славянском завоевании Европы, есть портрет ещё одного средневекового героя – предводителя славян Георгия, названного в Европе святым. Видимо, в XVI веке в Европе ещё помнили, кто такой Святой Георгий, знали о том, что он пришёл с Востока, и чтили его, как самого главного из героев…
|
|
|
Александр Македонский на золотом статере. 334 год до НЭ.
Мисия. Пергам. На реверсе: Palladium (оберег жителей Трои в троянской войне) [18]
|
Александр Македонский (с рогами) на серебряной монете 1993 года, 20 экю, 46 грамм [13]
|
|
|
|
|
Фальшивый сестерций с профилем Юлия Цезаря. Отчеканен в Италии в XVI веке.
|
Копия античной монеты, относимая к 1485 году, и почтовая марка с ликом Юлия Цезаря 1929 года…
|
|
|
|
|
Три Грации на медали Юлии Домны.
(193-217 НЭ). Фракия [18]
|
Фьорентино. Медаль в честь Джоанны Торнабуони (Альбицци).
1486 год [16, 18]
|
|
|
|
|
Три Грации на ладони Венеры-Феликс. Монета-медаль. На аверсе Фаустина – жена Марка Аврелия. II век [18]
|
Торвальдсен. Ангел, держащий на ладони Трех Граций. Медаль Фридриха VI. XIX век [18]
|
|
|
|
|
Три Грации. Австрия. XII век. Находится в Британском музее[14].
|
«Древние и прекраснейшие» Три Грации из библиотеки Пикколомини в Сиене [32]. Римская копия с греческого оригинала. Мрамор.
|
|
|
|
|
Три Грации. Античная группа (копия). Лувр [ 31 ]
|
А. Канова. Три Грации. Эрмитаж. XIX век
|
|
|
|
|
|
|
Цезарь у погребения Александра
|
Восточная миниатюра XVI века о путешествии Александра Великого в стеклянном сосуде на морское дно
|
|
|
Virgil Solis. Цезарь и Иисус – двое из «Девяти героев». 1550 год. Austria: Treasures of Art, Arms and Armour from the State of Styria. Worthies-CaesarandJoshua.png?
|
|
|
Giacomo Jaquerio (1418 -1430)
Иуда Маккавей с гербом в виде дракона [6]. Гораздо чаще с этим гербом изображался Иисус Навин[3]
|
Delfile (с грифоном). Фрагмент фрески Giacomo Jaquerio
(1418 -1430 )[6]
|
|
|
Зилант – крылатый змей на гербе Казани [25]
|
Крылатый змей – родовой знак племени Дакота [25, 26]
|
|
|
Айзенхойт. Портрет папы Григория XIII [27] Слева крылатый змей
|
Гравюра 1493 года, изображающая прибытие Колумба в Америку [29] На знамени Колумба казанский дракон, а он сам – в остроконечной «калмыцкой» шапке
|
|
|
Иуда Маккавей – один из «Девяти героев». Стремена есть!
|
Александр Македонский летит на грифонах. «Сербская Александрия» [30]
|
|
|
Ritratto di Alessandro. Молодой Александр. XIV век. Венеция. Библиотека института эллинизма.
|
Властитель мира – Александр с бородой и с крестом на глобусе.
http://makinghistory. sal. org. uk/roll/roll16x9.html
|
|
|
Верроккьо. Александр Великий. 80-е годы XV века…
|
Александр Великий. Джулио Романо. Первая половина XVI века…
|
|
|
Слева обложка книги Мауро Орбини [24]. Справа Карл Великий с половинкой двуглавого орла и с глобусом, увенчанным крестом. Такие же сферы с крестами были у Александра и у Цезаря… Castello della Manta
|
|
|
|
[24]
|
Святой Георгий со знаменем и гербом Швабского союза. 1522 год. Schwabischen Bundes
|
|
Александр Великий в классическом обличии…[Гугл имидж…]
|
Список использованных источников
1 Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Часть первая. Государственное издательство художественной литературы. М: 1955
2 Wikipedia, the free encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/Cologne_City_Hall
3 The Tapestries at The Cloisters (The Metropolitan Museum of Art).
The Nine Heroes Tapestries. By:Sarah J. Albertini Danielle M. Pastor(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.) (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)
Fordham University, Spring 1997
4 Deutsche Fotothek, Germany. http://www.deutschefotothek.de/obj81067111.html
5 Ingeram-Codex der ehemaligen Bibliothek Cotta
6 Wikipedia, the free encyclopedia. Giacomo Jaquerio (1418-1430). www.fondoambiente.it/beni/castello-della-manta-beni-del-f...
7 Master of the Banderoles. Three Christian Worthies. British Museum. http://www.britishmuseum.org
8 Einblattholzschnitte der 9 Helden, eingeklebt in Cod. Bern A 45. Aus: Robert L. Wy?: Die neun Helden. Eine ikonographische Studie. In: Zeitschrift fur Schweizerische Archaologie und Kunstgeschichte 17 (1957), Taf. 27-29.
1460 – 1480
9 Galteri de Castellione (ca. 1135 - post 1184) Alexandreis Thesaurus Mundi, Bibliotheca Scriptorum Latinorum Medi? et Recentioris ?tatis 17 ed. Marvin L. Colker, Padua 1978
Versio digitalis: Angus Graham University of Sharjah, United Arab Emirates
http://books.google.com/books?id=kh4...
http://www.hs-augsburg.de/~harsch/Ch.../gua_intr. html
10 Низами. Искендер-наме, пер. К. Липскерова. Библиотека Всемирной литературы. Том 25. Вступление, составление и примечания А. Бертельса - М: Художественная литература, 1968.
11 БСЭ. История монет и медалей
12 (893) Describing Ancient Coins. The Vocabulary of Classical Numismatics - Part 1-6. 2010. http://dougsmith.ancients.info/voc.html. (Описание Античных монет. Словарь классической нумизматики – Части 1-6)
13(875) Аукционы на сайте http://www.sixbid.com. GRIECHISCHE UND ROMISCHE MUNZEN. MUNZEN DES MITTELALTERS KONIGREICH PREUSSEN. NUMISMATISCHE LITERATUR. Греческие и римские монеты. Монеты, отчеканенные в Средневековье в королевстве Пруссия. Нумизматическая литература.
14 К. Кларк. Нагота в искусстве. - СПб: Азбука-классика, 2004
15 Дж. Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том II. Под. Ред. А. Г. Габричевского. - М: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001.
16 В. Н. Гращенков. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. В 2 томах - М: Искусство, 1996
17 (813) Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Ватикан. Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы. Исследования 2008-2010 годов - М: Астрель; АСТ, 2010
18 (872) Mark A. Staal. The Three Graces and Their Numismatic Mythology. http://numismaticmythology.com/IntroThreeGraces.aspx
19 В. Г. Вишнёв. Грации и Грифоны. Реферат. 2005 www.artrevue.org/articlies/3gracii.php
20 Virgil Solis - Deification Caesar.jpg
Deification of Julius Caesar. Engraving by Virgil Solis for Ovid's Metamorphoses Book XV, 745-850.
21 История игральных карт. Картинки сайта cs.man.ac.uk
22 У. Шекспир. Бесплодные усилия любви. Перевод Ю. Корнеева. Полное собрание сочинений. Том 2. Гос. издательство «Искусство», 1958
23 В. Г. Вишнёв. Александр Македонский и Новая хронология. Главы из реферата. «Артефакт» №2, 2006, Интернет.
24 «Мауро Орбини. Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского. Собрана из многих книг исторических, через господина Мароурбина Архимандрита Рагужского. Переведена с итальянского на российский язык и напечатана..... в Санкт-Петербургской Типографии, 1722, августа в 20 день».
Мавро Орбини. Славянское царство. В переводе Ю. Е. Куприкова, 2009
25 А. Г. Каримуллин. «Прототюрки и индейцы Америки. По следам одной гипотезы». НПО «ИНСАН», Москва: 1995. html-версия © Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
26 А. А. Вотяков. Теоретическая история. – M: «София», 1999.
27 СД-диск «Гравюра». Электронная библиотека. Том 14, DirectMEDIA, 2002
28 С. И. Валянский, Д. В. Калюжный, А. М. Жабинский. Многомерное прошлое. Том 3. - М: ТЕРРА - Книжный клуб, 2003
29 Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Русь-Орда на страницах библейских книг. – М: АНВИК, 1998
30 (344) Александрия. Жизнеописание Александра Македонского.- М: Айрис-пресс, Айрис-Дидактика, 2005
31 Р. Менар. Мифология в древнем и современном искусстве. - Минск-Москва: ХАРВЕСТ АСТ, 2000.
32 Атлас мировой живописи XI –XX веков. - М: ОЛМА-пресс, 2003
33 Maria Wyke. Caesar: A Life in Western Culture. 2008
34 Тони Харрисон. Иллюстрации из «Романов об Александре»
http://www.flickriver.com/photos/tonyynot/tags/alexander/
35 Жак Ле Гофф. Герои и чудеса средних веков.- М: Текст, 2011.Перевод Дмитрия Савосина. Сайт издательства: TextPbl. Ru