Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вальтер Кальтенштадлер (Германия)

Греко-римская античность или иудейское христианство – кому мы должны быть благодарны за европейскую цивилизацию?

Новые исследования европейской идентичности и истории

Гамбург, 2005, 455 с.

ВЕСТНИК VGN 4

ISBN 3-9809509-21

 

Идеи моей работы "Цивилизационный фактор. Иудейско-христианские корни европейской цивилизации" (2003) были существенно углублены и расширены в новой книге, вышедшей в свет в 2005 г.

Одним из важнейших новых аспектов, который был усилен по сравнению с работой 2003 года, является предположение, что иудейско-христианская религия и культы повлияли на европейскую цивилизацию в гораздо большей степени, чем идеи греко-римской классики. Изучая корни европейской цивилизации и, в частности, учитывая результаты новейших исследований в области истории языков (Тео Веннеманн1), я укрепился в понимании того, что влияние дохристианских культур на европейскую цивилизацию запечатлено, прежде всего, в архитектуре церквей и в языке (топонимы, гидронимы и др.). Я подробно изучил характерные признаки атланто-иберийской культуры и в итоге пришёл к выводу, что на иберийском полуострове большое влияние на Европу оказывали не только баскско-берберийская, но и семитская культура (по Веннеманну, "семитиды"). При этом иберийские евреи-сефарды вовсе не стояли за распространением арабской культуры.

Также в результате изучения т.н. примитивных античных варварских народов, не имевших письменности, как, например, скифов и фракийцев, я пришёл к выводу, что сформировавшиеся у них магически-ритуальные обычаи (кровное братство и кровная месть) сохранились вплоть до новейшего времени, прежде всего на Балканах.2 К похожим выводам я также пришел в отношении ранних периодов истории германского народа, анализируя древнеисландский средневековый эпос Эдды. Что касается Эдды, то, прежде всего, следует обратить внимание на изложение в ней не только малоизвестных страниц германской древности, но в особенности средневековой жизни, в условиях которой авторы Эдды создавали своё творение.

При оценке античности, а именно т.н. культурных народов с письменной культурой и т.н. натуральных народов, не имевших письменной культуры, в своей новой работе я прихожу к заключению, что необходима осторожность в отношении как средневековых, так и античных источников и описаний. Из античных времён до нас не дошло ни одного оригинала, а в лучшем случае только списки, прошедшие через многие руки. К тому же, эти списки отстоят от исторических событий, которые они описывают, на несколько сотен, а зачастую и тысяч лет. Поэтому в них не исключены подтасовки и искажения, на что всегда указывал в своих работах и Ральф Дэвидсон. Не надёжнее и первичные литературные источники, которые, как правило, передавались в виде легенд. В лучшем случае мы имеем повествования о событиях иудейской религиозной культуры (Старый Завет, Новый Завет, Талмуд и др.). Что касается Нового Завета, имеются рукописи, как полагают, II века, а, если учесть кумранские рукописи, – то и I века после Р.Х. Таким образом, события и их письменное фиксирование находятся в еврейской культурной области существенно ближе друг к другу, чем у других народов античности, которые в отличие от евреев уже не существуют.

Благодаря Герберту Иллигу мы знаем, что осторожный и сдержанный подход требуется также и в отношении Средневековья. Даже если не принимать тезис Иллига о фантомной эпохе, следует согласиться с тем, что сведения о Средневековье, особенно ранней его части, полны многочисленных противоречий и нестыковок. К тому же истинное понимание истории Средневековья замутнено из-за того, что правящие круги, светские и церковные владыки осуществили массовое уничтожение документальных источников, которыми располагали тамплиеры, т.н. христианские секты (катары), евреи и даже мусульмане. Наша картина Средневековья поэтому является весьма односторонней. К тому же значительная часть древних свидетельств этой эпохи попросту подложны и фальшивы. Другие источники за малым исключением рассматриваются как необъективные и не соответствуют критериям современной теории информации.

Если иметь в виду это ненадёжное положение с источниками информации по античности и Средневековью, то следует критически отнестись и к влиянию иудейской религии и культуры на Европу в эти исторические эпохи. К действительно обоснованным и сколько-нибудь надёжным сведениям можно отнести только документы, начиная с позднего Средневековья. Существуют хорошие основания (источники Иберийского полуострова) полагать, что различные конфессии – мусульмане, христиане и иудеи – в течение длительного времени мирно сосуществовали на Иберийском полуострове и на юге Франции и долго пользовались одними и теми же молельными домами3. То есть различий в догме у них почти не было, либо они имели лишь вторичное значение. Поэтому существование т.н. иудео-христиан, которые применяли на практике учение ессеев, представляется не таким уж невероятным.

Великий раскол между конфессиями начинает проявляться в полной мере лишь в XIV веке. Свой вклад в это негативное развитие событий внесла не только чума, но и некий катаклизм. Петрарка свидетельствует в письме о целой серии землетрясений в долине Рейна. Экспертиза медицинского факультета Парижского университета называет в зашифрованной форме причины катаклизма, которые исходили извне Европы (не исключено даже цунами).

В одной из глав я подробно затрагиваю тему "Антииудаизм в Средние века и Новое время", в том числе погромы, негативно окрашенные антиеврейские символы (например, "еврейский боров"), отрицательные и устрашающие изображения синагоги, а также абсурдные обвинения (отравления источников воды, ритуальные жертвоприношения). В главе "Антисемитизм – новое измерение ненависти к евреям" предметом обсуждения становится расистское влияние антисемитизма, начавшееся с эпохи Просвещения, причём с точки зрения евреев просвещение далеко не так позитивно, как это представлялось до сих пор.

Чтобы лучше понимать иудейско-христианский взаимообмен культурами (этому посвящены две интереснейшие главы "Еврейство, ислам, христианство и обмен культурами" и "Восток и Запад. Ещё раз к вопросу о переносе культур") в Новое время и в современности, я рассмотрел в двух главах книги основные факторы влияния двух книг Священного Писания: Ветхого и Нового заветов. Я пришёл к заключению, что Новый Завет по своему историческому воздействию является продолжением Ветхого Завета. При этом я не упустил возможности обратить внимание на то, что в учении и практике католической церкви на протяжении столетий воспринимались, не в последнюю очередь, и многие нееврейские элементы (индийские, персидские, греко-римские, этрускские и др.). Наше современное осознание мира, нашу современную картину человечества и прав человека невозможно представить себе без Ветхого и Нового заветов. Не в последнюю очередь наши представления о капитализме сформированы под влиянием их идей, как об этом говорит банкир Шрёдер в книге "Иисус и деньги".

Поэтому для меня было логично провести в главе "Копирайт на современность – вклад евреев в капитализм" критический анализ тезиса Вебера о влиянии на современный капитализм протестантско-кальвинистской этики. Здесь я прихожу к заключению, что при формировании капитализма на него оказывали воздействие различные силы. Существенным фактором при этом было влияние, среди прочего, иудейской культуры и еврейского менталитета. Влияние евреев даже более продолжительное и глубокое, поскольку оно началось гораздо раньше, чем влияние протестантской культуры.

Долгое время у нас в Германии недооценивали значение образования, и вплоть до XX столетия можно было говорить о нехватке образованных людей. Ещё в XIX веке в народных школах преподавали люди, которые не нашли своего применения в других профессиях, нередко это были церковные служки, пономари и т.д. Сравнивая с тем, как учение было поставлено у евреев (чтение, письмо и счёт были с античных времён само собой разумеющимися занятиями "книжного народа", т.е. евреев), я прихожу к выводу о том, что в отношении образования евреи значительно превосходили немцев, поэтому интеграция евреев в немецкую школьную систему с начала XIX века с еврейской точки зрения оценивается не обязательно только позитивно. В дальнейших главах я показываю, что евреи, несмотря на всю социальную дискредитацию и репрессии, в том числе запрет на поступление в немецкие университеты вплоть до начала Нового времени, значительно превзошли христиан, добившись чрезвычайных достижений в науке и литературе.

В заключительной главе "Палестинцы и израильтяне, евреи и мусульмане – политико-военный конфликт?" предлагается актуальное обсуждение исторической перспективы с учётом нашей современности.


1 – "Сокровища ислама. Испания – сказка мавров", передача по баварскому ТВ-3, 7 мая 2005.
2Примечанием редакции: приведённое мнение о сохранившейся на Балканах кровной мести неких потомков скифов и фракийцев – это мнение автора статьи. Мы бы предпочли акцентировать внимание на КУЛЬТУРНЫХ достоинствах и достижениях, которые СЕГОДНЯ принимаются как атрибут определённой этнической, религиозной или социальной группы.
3 – Я советую, прежде всего, его работу "Europa Vasconica – Europa Semitica" под ред. Патриции Ноэль Азиз-Ханна, Mouton de Gruyter, Berlin New York 2003.


 

Профессор Кальтенштадлер. Биографическая справка:

Исследования в области истории, философии и экономики – Аугсбург, Мюнхен, Вена, Эрланген, Флоренция.

Степень по истории экономики в Венском университет, стипендиат VW, преподаватель Мюнхенского университета по специальности "социальная и экономическая история античности", доклады и выступления на международных конференциях по истории экономики.

Многочисленные рецензии и публикации в специальных журналах, например, в "Анналах исторической демографии", "Архиве истории культуры", "Ганзейском обозрении", "Журнале европейской экономической истории" и т.д.