Наталья Савельева
Письма из Вологодской области
Дорогие друзья! Оказывается, вы всё-таки существуете! Это большая радость!
Во-первых, большой привет тов. Жабинскому. Потому он мною особо почитаем, что создал чудесную шкалу, используя произведения искусства, на которых авторы-таки не ставили дат изготовления в современном летоисчислении. Но, поразительным образом, эти самые шкалы времён совпадают с астрономически выверенными датами тов. Фоменко и отчасти Носовского (который решительно направляет нас к мысли, что русские – везде! Ну, в том смысле, в каком тогда русские ими были.)
Я оооооочень хочу увидеть в цвете весь список упоминаемых у Жабинского произведений искусства. Молодцы, что создали свой сайт. Надеюсь, теперь моя мечта осуществится. Тогда я, честно признаюсь, скачаю ту информацию, и буду пропагандировать её среди студентов Колледжа искусств и факультета искусств нашего университета, пока они будут писать с меня портреты. Я не только книгами торгую, но подрабатываю порой натурщицей. Не вздумайте восхищаться: я выгляжу хорошо только в полном обмундировании и желательно в шляпке. А шляпок у меня великое множество. Пишут они меня с удовольствием, потому что я им рассказываю про ваших татар из Татр и венгерских печенегов от доменных печей, про всемирную усыпальницу царей в Египте и т.п. Теперь и про святого Ивана из басурман великоустюжских. Про искусство пыталась, но, не подтверждённые иллюстрациями, мои (ваши) доводы не производят впечатления. Хотя именно "Др. история искусства" и была моей первой книгой по хронотронике. Впрочем, нет. У Никерова, соратника Фоменки, есть классная книжка "Неожиданный Юлий Цезарь". Вот кто в моих глазах сократил историю нашей эры на 1053 года и развенчал миф о цикличности её хода! Как мне стало легко и хорошо! Оказывается, всё действительно не так объёмно и запутано, как нас учили. (У него как раз Брут – русский брателло Цезаря, а Белая, но татарская Орда где-то в Белоруссии. Была ли там ставка Ордена Белого Креста или чего-то там?)
Особая благодарность вам, хронотронщики, за монголо-татар. Или татаро-монгол. Да, именно так, потому что так больше нравится моему компьютеру: монголотатар он подчеркнул красным. (Ой, и татромонголы ему тоже не понравились!)
Большое спасибо Сергей Иванычу Валянскому за его очень понятные книги "Русские горки: возвращение в начало" и "Русские горки: конец Российского государства". Самое печальное, что я, воодушевившись простотой и очевидностью приводимых доводов, эти книги продавала сразу, едва начав читать! Но мои партнёры почему-то их привозят редко, несмотря на мои просьбы. Может, и в Москве их нет. Прочти эти книги Михаил Веллер, он бы избежал некоторых ошибок в своих рассуждениях о будущем России (и её прошлом) в своих последних эпохальных произведениях. Я очень Веллера люблю. Это герой моих продаж. За четыре года работы я продала около 350 его томов. Именно потому, что сама его обожаю.
На втором месте – вы, дражайшие авторы. Всего продано 76 книг, из них 30 про другую историю Руси. Для моего очень скрытого от посторонних глаз книжного уголка (он находится в одном из правительственных зданий) это очень даже неплохо. Кстати, Веллер, видимо, знаком с творчеством Фоменко. У него есть великолепные пародии на новую хронологию. И в одном своём шедевре от имени экскурсовода из далёкого будущего Михал Борисыч (вроде так? Память уже склеротическая) практически доказал, что Москвы как таковой не существовало. Я угорала над этим рассказом. А в ваших книгах мне нравится тонкая ирония, сквозящая то тут, то там. Хвала вам!
Фоменко читается легко. У него в книгах довольно короткие главы, предложения он строит как преподаватель – чтоб и дураки поняли, что он имеет в виду. В этом плане Калюжного-Валянского читать сложнее. Иной раз из-за длиннот в предложениях трудно смысл уловить. Приходится читать повторно. И ещё раз порой, хотя я не очень набитая, так сказать, двоечница.
Далее. В конце глав у Фоменко приводятся выводы, что тоже приятно: понимаешь, что ты должен запомнить. Вот что значит преподаватель! Думаю, его полезный опыт надо перенять.
***
Как, однако, стройно всё получается! Не надо никуда ходить. Все герои в Европе. И ведь действительно только слепец не видит. Вернее, не хочет, воинствующе отвергает очевидное. Теперь и мне любопытно. В какую бы книжку нос ни засунула, пытаюсь найти что-нибудь полезное по новой хронологии. Но чаще подсовывает жизнь.
Вот поехали мы погулять в славный город Великий Устюг. Масса там церквей XVI-XVII веков. А связи с Северной Европой и того старше. И половина их местных святых, включая чуть ли не главного после Стефана Пермского – Прокопия Великоустюжского, была из НЕМЦЕВ. В Гамбурге есть православная Прокопьевская церковь, ибо родом Прокопий (у него было какое-то другое имя) был из гамбургских купцов. И эти купцы, в том числе гамбургские, несли свою католическую культуру в православные церкви В. Устюга. В храмах Архангела Михаила и Троице-Гледенского монастыря сохранились великолепные иконостасы, украшенные чисто католической деревянной резьбой, а в последнем – несколько деревянных скульптур не только ангелочков, но и самого Христа и апостолов. Вот вам фотографии. Я не шлю большие, это слишком дорого мне обойдётся. Но и так хорошо видно, правда?
Так я опять к чему? В истории я не сильна. Но представление имею. По музеям хожу. И в краеведческом музее Великого Устюга словоохотливый, но в прошлом сильнопьющий экскурсовод поведал нам такую трогательную историю. Я излагаю суть, а подробности можно узнать из жития св. Иоанна тоже Устюжского. Утверждается, что до того, как стать православным святым, он во времена монголо-татарского (плевать на компьютер) ига был ТАТАРИНОМ. Причём не простым. А СБОРЩИКОМ ПОДАТЕЙ = БАСУРМАНОМ = КОНЕЧНО ТАТАРИНОМ в таком разе. Жил себе этот якобы татарин и дружил с русской девушкой Машей. И никто против этого татарина, то есть против этой странной дружбы между диким кочевником и местной красавицей не имел ничего. Машу не осуждали.
Странно, правда?
Как вдруг Александр Невский, будучи в те времена куратором устюжской области (именно в таких тонкостях у меня пробелы) по какой-то причине – скорее всего из-за денег – поссорился со шведами и на Чудском озере одержал победу. Обрадованный народ решил, что рыцари не так уж сильны (и платить больше не надо) и с молчаливого согласия Александра кинул клич: бей иноверцев! Конечно, западные гости всполошились. Ведь они были единственными иноверцами. Ни одной мечети отродясь в Великом Устюге не было и не упоминается, хотя вроде те самые татары там были. Впрочем, они не были никем.
Но сильнее всех всполошилась Мария. Да и её татарин тоже испугался не на шутку. И все их родственники и даже друзья за того парня переживали. Хотя чего пугаться-то? Клич – бей немцев и шведов. Отнюдь не татар. Тем более басурман. Кто смеет тронуть ставленника великого хана? Да тот Батый или как там его, в порошок сотрёт якобы Великий Устюг, кишащий богатыми купцами, торгующими с Запада на Восток и обратно. Кстати, воевать они не любили. Потому что в любой момент могли откупиться, что частенько и делали. А может быть, оттого никто и не стирал город в порошок, что там умели договариваться со своими давними деловыми партнёрами.
Но вернемся к нашим баранам, то бишь Иванам.
Маша и к* таки настояли на том, чтобы её басурманин КРЕСТИЛСЯ и сделался православным. Ну и что? Неужто у татарина лицо сделалось европейским? Бить-то ведь будут, как говорится в известном анекдоте, не по паспорту, а по лицу. А вот перекрестившемуся католику и впрямь легче спрятаться среди таких же белых людей. А заодно и бросить своё басурманское мытарское дело. Кстати, на известных иконах тот Иван не очень похож на татарина в национальном смысле слова. Разве что на выходца из Татр. И жили Иван и Марья очень хорошо и долго, очень праведно, потому и были причислены к лику святых. Ну, и за то, что тот "татарин" своей вере изменил. Сомнительная честь, не правда ли?
Когда в Великом Устюге я выражала сомнения по поводу татарскости св. Иоанна, на меня обрушивался шквал негодования. Видимо, экскурсоводы и историки слышали об альтернативной истории. Но так привыкли. Да к тому же зачем рубить сук, на котором сидит так много историков, в том числе и сами они?
А я думаю, что надо порыться в устюжских документах. Городок всё-таки был на отшибе, "скалигеры" туда явно не заглядывали. Можно что-нибудь и нарыть. Жаль, что у меня мало опыта и званий никаких, нет полномочий – лезть в архивы и прочая. Церковь, конечно, первая воспротивится.
Апостол Пётр, как есть |
Хотя и среди священников здравомыслящие люди встречаются. Есть у нас один отец А., кандидат богословия. Пишет, вероятно, очередной труд о репрессированных священниках и их помощниках. Потому что попросил меня, как продавца книг, поискать всё, что можно, Солженицына. Даже его неперевариваемую – невозможночитаемую – книгу "200 лет вместе", смысл которой сводится к одному: русский с евреем – братья навек, хоть и не родные. Если выжать всю воду из книги и выпрямить завязанные морскими узлами простые русские слова, то получится брошюрка страниц на пятьдесят-шестьдесят. Ничего нового он в своём труде на два тома убористого шрифта не сказал. Но отец А. решил, что и это ему важно. Я достала ему книги и принесла в церковь. (Надо сказать, я бываю там и к Богу отношусь хорошо. Для меня он един и один, как бы его ни называли. Думаю, это тот самый Гелиос, Илия или Ра – ну, кому все с самого начала поклонялись. Знали, что делали. Потому до сих пор мы замираем, глядя в небеса). Служба только кончилась, батюшка двинулся к комнатке, где происходит исповедь. Тут я его и перехватила – книги отдать. Он просиял как ясно солнце и вместо благословения крепко и порывисто, по-мужски пожал мне руку. Возможно, когда-нибудь я подкину ему и Другую Русь, к вопросу как раз о татарах.
Кстати, о Ра. В не таком уж древнем Египте был замечательный фараон, муж Нефертити. Сперва его звали Аменхотеп. Но потом – Эхнатон! Не красавец мужчина, но очень преданный семье, такой женоподобный, длинный и с бёдрами. Ну да по портретам это заметно. Всё время на портретах с детьми и женой. Ласковый, наверно. Когда же в среднем возрасте верность его несколько поколебалась (седина в бороду), Нефертити даже пыталась покончить с собой, и это ей почти удалось. Но её откачали, а Эх-, теперь уже, -натон вернулся в семью. И это, пожалуй, один из немногих случаев, когда женщине таким образом удалось вернуть мужа. Не в этом, однако, суть. А может, именно и в этом. То есть он сумел соединить в себе мужской и женский тип ума и пришёл к выводу, что Бог – один на всех. Возможно, он лично знал сына этого бога. И на какое-то время привёл страну к единобожию. Он разбивал храмы других богов, изничтожал языческие святыни (как это похоже на деяния христианских миссионеров!) и строил на их месте храмы Бога, вероятно, отца, а может быть и сына. Потом он умер, и всё упало на прежний уровень, так говорит история. Официальная. А что говорит по этому поводу г-н Жабинский? Я почему-то склоняюсь верить именно ему. Мне ближе идея линейного развития истории. Ну – волнообразного.
Вот пока и всё. О прижизненном портрете Божьей Матери, который она сама везла в Армению, но до пункта назначения не доехала, я напишу в следующий раз. Пороюсь в житиях или найду ту книгу. У меня есть где-то накладные за период торговли с 2002 по 2006. Может, подсчитаю, сколько книг ваших я продала.
Но с грустью придётся признать, что книжный бизнес поставил меня на грань нищеты. Я закрываю свой магазинчик, так как он перестал кормить меня. Я здоровая, сильная тётя, изнемогающая в ожидании покупателя. Который не просто посмотрит книги и выслушает мой горячий монолог о тех или иных прелестях современной прозы, но и купит, блин, что-нибудь почитать! Пойду в горзеленхоз – сажать цветы. Это тяжело, мало оплачиваемо, но хотя бы без томительного ожидания и страха, заработаю ли я хоть на налоги. Страх останется только один: заработаю ли я на услуги ЖКХ. Про еду я молчу.
***
Апостол Пётр отреставрированный |
***
Про Христа я давно подозревала, что его создали люди, но правильно сделали. Такая культура на этой религии выросла! Когда гляжу на застывшую музыку храмов, или слушаю песнопения в хорошем исполнении, или любуюсь живописными творениями мастеров всех времён, посвященных Богу, я благодарна тому замечательному человеку, который породил эту созидательную в своей основе мифологию.
Однажды в методистской церкви, где у меня есть друзья, я присутствовала на проповеди. Уже не помню, какой теме она была посвящена. Но слушала я почему-то внимательно, а перед этим вечером почему-то прочла начало Евангелия от Матфея. Он такой простодушный, ничего лишнего не сочиняет. Как житель степей: что видит, о том поёт. Начало скучное: родословная Христа, Сына Давида, Сына Авраама.
У Авраама, значит, родился Исаак. У того, в свою очередь, Иаков. И так далее. Потом у Иессея родился Давид. У Давида – Соломон (думаю, не только он). И так далее, все колена перечислены. Я не стала дочитывать, так как это отношения к делу не имело. Читаю дальше. И таки прочла, освежила в памяти. Умилилась искренне в некоторых местах: надо же, как в воду глядел!
Так вот. Начинается проповедь – с чего бы вы думали? – с родословной Христа. И пошло: Авраам родил Исаака, тот родил Иакова… Давид, Соломон… Очень много колен родословной сохранилось в памяти народа. Наконец, у очередного Иакова РОДИЛСЯ ИОСИФ, МУЖ МАРИИ, родившей Христа. "Какой из этой родословной можно сделать вывод?" – обращается проповедник к пастве (имелась в виду предполагаемая врагами претензия Христа на царский трон). И тут меня озарило! И я, озарённая, выпалила: "Что род Давидов никакого родственного отношения к Христу не имеет!!!" (И то правда: либо семя Давидово, либо Дух Святой. Одно из двух). Стало тихо, как в гробу. Наконец после паузы, казавшейся вечной, моя бедная проповедница собралась с силами: "Ну, так продолжим. Значит, у Марии и Иосифа… Короче, у Марии…"
Как меня с того собрания не вытурили, остаётся загадкой. Я и дальше к ним ходила и хожу иногда, так как они там писание по-русски изучают, не надо по-старославянски париться. В общем, интересно и полезно в плане образования. И несмотря на то, что я православная, "методисты" меня принимают хорошо. Я тайны из своего православия не делаю. Я вообще за объединение всех религий. Бог-то один. Но в целом я не религиозна, и вы сейчас поймёте, до какой степени.
Николай Мирликийский |
Причём, часто Давид в своих псалмах в горести восклицает: "Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой" (псалом 3, стих 9). Или вот, псалом 7, стих 7: "Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи, Боже мой, повелением, имже заповедал еси". У поющего псалом Давида даже не возникает вопроса: "Ты что, умер там, на небесах?" Он просто восклицает: воскресни!!! Доколе?? Сколько ждать ещё? (Типа: ты же обещал, что если буду молиться, то поможешь?) Значит, точно знает, что Господь умер, но не уверен, что уже воскрес.
О каком Господе говорится? Или о египетском, который погибает – и воскресает ежевесенне? (И Христос воскресе в апреле, весной.) А?
В Молитве Давида, 16: стих 11 – та же мольба: "Воскресни, Господи, предвари я, и запни им душу мою от нечестиваго, оружие Твое – от враг руки Твоея". Какие враги могли быть у Всеобщего Бога? Всеобщему Богу молились все. Его никто не отрицал. А у Сына Божьего врагов было предостаточно. И хоть Он доказал-таки, что он Бог, это мнение оставшимся на Земле его друзьям надо было часто и порой кроваво защищать.
А как вам такой пассаж из псалма 12, стих 7: "Аз же на милость Твою уповах. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем, воспою Господеви (время будущее), благодеявшему мне, и пою (в настоящем времени) имени Господа Вышняго". Похоже, что он воспоёт (или воспевает) двоих: одного – благодеявшего ему, и другого, Вышняго Господа.
Псалом 13,стих 5: "Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь – в роде праведных". Логично, если речь идёт об Одном из рода Давидова (а как же Святой Дух?): Давид-то себя всяко праведным считает, и род свой, соответственно.
В псалме 17, после весьма подробного и красочного описания извержения вулкана и сопутствующих явлений, убоявшийся Давид сам себя убеждает, что (21 и далее стихи) "воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего (выходит, у всех остальных другой Бог). Яко вся судьба Его предо мною и оправдание Его не отступиша от мене". (Если Давид и Христос были современниками, то эти слова справедливы: точно вся судьба Его пред Давидом, и он не сомневается в праведности Христа.) В том же псалме, стих 31: "Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господа разжжена, защититель есть всех уповающих на Него". Вероятно, жизненный путь Одного из Давыдовых, кратко изложенный в этом стихе, привёл в легкое замешательство не только меня, так как в стихе 32 уже кто-то нам даёт разъяснение, о ком, собственно, идёт речь: "Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего?" Хотя только ещё больше запутывает читателя.
Псалмы 19 и 20. В первом из них стих 7: "Ныне познах, яко спасе Господь христа (с маленькой буквы) Своего, услышит Его с небесе святого Своего, в силах спасение десницы Его". Как познах? Кто сказал? Ах, да, Давид обладал даром пророчества. Тогда он должен был познать, что спасению будет предшествовать смерть. И вот об этом он знает точно, ибо не раз призывал Его: "Воскресни!!!" Значит, при жизни Давида смерть Христа уже состоялась? Кто из богов умирал и спасался? Только не Бог Отец! Мы знаем, кто! Осирис! Дионис! И Христос. Так о ком поёт Давид? Но оставим пока наши рассуждения и вернёмся к псалмам.
Наконец кто-то сказал Давиду, что Господи спасся. Или он так рад видению? Псалом 20, с первой строки: "Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело" Кто спасётся-то? Бог Отец? От чего Ему спасаться? Он на небеси, Ему пока ничто не угрожает. А вот Богу-сыну – угрожает. Пусть даже Давид увидел всё в далёком будущем, он этого христа (с маленькой буквы пока) почитает за Господа. Не рановато ли для столь древних Давидовых времён?
Понимаете меня? Думаю, псалмы – это сборник приписываемых Давиду песнопений разных времён. И где-то конкретно просматривается Сын, где-то – Отец, а где-то царь, который радуется спасению Христа или своей победе, а то и победе новой веры. То есть кое-что Давид мог и сам написать. Остальное священники слегка подредактировали и вставили в книжку ещё на заре книгопечатания, не слишком озадачивая себя подробностями. Если не задумываться, то можно и попеть. Стихи некоторые очень хороши. Настоящая поэзия. И всё больше горестные. Не слышит нас господь. Как в пустыне вопием. Которое уже тысячелетие! А некоторые псалмы…
Отчаявшийся надеяться на Бога царь вдруг начинает бредить наяву, что он победил врагов и всё такое, явно выдавая желаемое за действительное. Как дитя, точно-точно: вот я сейчас глаза открою, а там эта ваза неразбитая стоит, и мама не ругается, и папа принёс мороженое, и мне не будет по попе ата-та. Правильно Жабинский про детство литературы рассуждал! Писался этот псалом тогда, когда человечеству (в космическом плане) было лет пять, а то и меньше.
После ваших книг я стала намного внимательнее читать все эти вещи. Не с целью придраться. Нет у меня такой цели. Но все эти неточности теперь не кажутся мне такими уж странными в свете Новой хронологии. Я могу объяснить их если не другим людям, то хотя бы себе.
И был ли Христос? Я иногда представляю себя беседующей с Отцом Небесным. Он отвечает: "Был, был, успокойся, это я" – и обнимает меня за голову. Спрашиваю: откуда Ты и кем Ты был на самом деле? Он отвечает: "Тебе это так важно – кем был? Кем стал!" И то правда. И, надо сказать, не важничает, не проявляет гордыни, не заносится. Нормальный человек. Волосы выгорели. Лет тридцати. На лицо так не в моем вкусе, но не страшный. Иногда лик меняется. Видимо, Ему нравятся Его изображения, созданные людьми, и Он уподобляется им видом своим, как мы надеваем новое или старое, но такое любимое платье. А может, это подобные ему, пришедшие к Отцу и не только "сидящие одесную Отца", но и соединившиеся с Ним, сохранившие, однако, свою индивидуальность.
Он есть. И не важно, кто Он. Важно, каков Он. Веришь ему – поможет. Ты пока не ведаешь, какая баржа тебе эту помощь привезёт. Но потом, оглянувшись, воскликнешь: "Велик Господь, Он всё предусмотрел!"
Все псалмы взяты из Псалтыри Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Книга напечатана в 2001 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.